Казанская икона Божией
Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой
благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы
кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ныне в Москве на Красной
площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный было в
середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным
реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских
ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю
Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви и
Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах фельдмаршала
Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.Казанская икона – незыблемое
напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу
страну в тяжелейшие для России годы и испытания.Уже на следующий день после
взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича в 1552 году монаршим повелением
заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год
учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель
Гурий. Смиренной ревностию, а не силою шло присоединение к Церкви обращаемых в
православную веру магометан. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году,
страшный пожар опустошил половину казанского кремля с прилегающей к нему частью
города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и
пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала
притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое.
Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене явилась во сне Богородица и
повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не
верили, но вот 8 июля по христианскому летоисчислению, устав от бесплодных
хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на
указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской
одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была
только что написана.Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы
Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх
Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к
лику святых. Будущий святитель и составил первое описание явления Казанской
иконы к царю в Москву вместе с точным списком обретенной иконы.Царь повелел
выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь;
отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители
пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанской обширный
собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами;
чудотворная была обложена царскими дарами – золотом, драгоценными камнями,
жемчугом.Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую
ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя
земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был
заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем
Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не
было.Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче
начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием
Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с
государством Российских, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом
движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.Но вот в
ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим
В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями
ризы. Когда же святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при
них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и
продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она
чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани.
Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев
тогда ни к чему не привели.Говорили, будто икона в действительности была
куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в
частные руки. Уже в 1960‑х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной
ризе; но образ этот оказался мастерски исполненным уже в нашем столетии
списком, но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная – та самая,
что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались
было выкупить этот образ, 8 декабря он даже выставлялся для молебна в
бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства
не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в
1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с
1982 года находится в Ватикане.Но если так, если не была распилена подлинная
риза, то могла сохраниться и первообразная Казанская, во что верили и продолжают
верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы
медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем
говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели
сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к
которому обращались самые горячие и искренние мольбы всей России…Доподлинно же
известно другое. Все время, пока первообраз Казанской красовался в соборе
Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только
пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905
года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет
расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости
Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя и, быть может,
чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия
Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением
казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на
Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская
рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года
православное воинство вошло в московский Кремль, и этот день также посвящен
Казанской иконе.Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из
Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы
совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой Казанской иконой, в
чьей чудотворной силе они воочию убедились.Для нее и был выстроен на Красной
площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше
пребывавшего в Казани первообраза. Когда в 1930 году был закрыт только что
отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной
площади (в 1936‑м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным
собором града Москвы (после осквернения Храма Христа Спасителя
еретиками-обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала.
Но и он к концу 1930‑х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись
где‑то в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны
патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то
благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий
там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года,
однако это не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда
этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали
мастера-реставраторы Центра имени Грабаря (ВХНРЦ). И не умолкают перед ним
слова народной молитвы…Несомненно промыслительной стала судьба третьего по
времени обретения чудотворного образа Казанской, ‑ петербургского. Он появился в
северной столице в 1710‑х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой
царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730‑х петербургская
Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшею и любимейшей
святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы
на Невском проспекте, а к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский
собор.Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил
главнокомандующим Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию
специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ
взывал к полководцу: «Прогони французов!». Богородица не отвергла возложенного
на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное
упокоение в том же Казанском соборе.А донские казаки, отбив у французов
награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской –
в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение
Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты
монументы Кутузову и Барклаю. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран,
большевики забрали 129 пудов серебра и 37 с лишним фунтов золота; в конце 1922
года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.Спустя
год, в 1923‑м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые
обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная
была спасена от них, оказавшись сперва в церкви на Смоленском кладбище
Васильевского острова, а с 1940‑го – у правого клироса Князь‑Владимирского
собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона
московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к своему первообразу
из Казани, явила в годы последней войны еще одно чудо. Престарелый митрополит
Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему
передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской
иконы вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, перепуганные военными
неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что
когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей
встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили, по обилию
машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот
благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже
возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная,
зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.Общецерковным почитанием пользуются
еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская,
Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская,
Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и
семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.Несколько
Казанских икон были особенными святынями старообрядцев. В ночь на 22 января
1676 года, накануне штурма Соловецкой обители, не отказавшейся от древлего
благочестия, схимник Арсений молился перед образом Казанской, бывшим некогда
домашней иконой царя Алексея Михайловича и еще до никоновских реформ подаренным
царем соловецким инокам. В «тонком сне» схимник увидел, как образ поднялся в
воздух и удалился прочь от осажденного монастыря. После разгрома обители
Арсению удалось бежать из узилища и уже на материке, при молитве в лесу он
узрел тот самый образ, который поплыл по воздуху «никем не носим» и привел
схимника в нижегородское Заволжье, в Чернораменские леса. Там, где остановилась
эта Казанская, Арсений устроил знаменитый Шарпанский скит, где икона пребывала
до 1849 года, когда была отнята известным писателем, а по основной своей службе
«борцом с расколом» П.И. Мельниковым-Печерским. После этого весь
старообрядческий Керженец настигли лютые гонения и разорение. Отобранная же
Казанская до 1917 года находилась в единоверческом Керженском Благовещенском
монастыре, а затем пропала – столь же бесследно, как и ее первообраз. По
преданию, ныне эта икона хранится в благочестивой семье в Нижнем Новгороде. Еще
одна чудотворная Казанская, явившаяся в конце XVIII столетия в подмосковным
Гуслицах, и поныне пребывает в старообрядческом храме села Губино (близ Орехова‑Зуева)
и часто гостит в Покровском соборе на Рогожском кладбище.Как в капле воды
отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы
отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше,
«Дом Пресвятой Богородицы». Никогда не умолкает в нем тропарь Казанской иконе:
Заступница усердная,
Мати Господа Вышняго!
За всех молиши Сына
Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров
прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и
в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе
умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами,
и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и
вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.