Родилась блаженная
Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского
уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено
километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и
Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно.
В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария
и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже
немолоды.При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать
прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего
ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в
патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало
множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались
за казенный счет или на средства благотворителей.Мать Матроны решила отдать
будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела
вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с
человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за
знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют.
Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».Священное Писание
свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до
их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я
образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я
освятил тебя» (Иер. 1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с
самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и
терпением несла всю жизнь.При крещении девочка была названа Матроной в честь
преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижни-цы V века, память
которой празднуется 9 (22) ноября.О богоизбранности девочки свидетельствовало
то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие
увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал
родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении.
Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и
блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый
раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если
девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и
говорите прямо, что нужно».Он добавил, что Матрона встанет на его место и
предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью
Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные
родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он
действительно только что скончался.Рассказывают и о внешнем, телесном знаке
богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста,
нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть, мать
как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня
свой крестик на груди», — отвечала девочка. «Милая дочка, — опомнилась Наталия,
— прости меня! А я-то все тебя ругаю...»Подруга Наталии позже рассказывала,
что, когда Матрона была еще младенцем, мать жаловалась: «Что мне делать? Девка
грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее
невозможно».Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные
впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела
ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам,
когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым
образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с
ними.Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали
крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и
с любопытством наблюдали, как она наошупь выбиралась оттуда и брела домой.С
семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных.Дом
Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Храм красивый,
один на семь-восемь окрестных деревень. Родители Матроны отличались глубоким
благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально
выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой
возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви. У нее было
свое привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она
неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и
часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной
молитвы. Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: «Дитя ты мое несчастное!» —
она удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша». Она
понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим .Даром духовного
рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена
Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только
человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение
опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди
получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и
ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с
больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже
губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая
отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так
девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.Родители
Матроны любили ходить в храм вместе. Однажды в праздник мать Матроны одевается
и зовет с собой мужа. Но он отказался и не пошел. Дома он читал молитвы, пел.
Матрона тоже была дома. Мать же, находясь в храме, все думала о своем муже:
«Вот, не пошел». И все волновалась. Литургия закончилась, Наталия пришла домой,
а Матрона ей говорит: « Ты, мама, в храме не была». «Как не была? Я только что
пришла и вот раздеваюсь!» А девочка замечает: «Вот отец был в храме, а тебя там
не было.» Духовным зрением она видела, что мать находилась в храме только
телесно.Как-то осенью Матронушка сидела на завалинке. Мать ей говорит: «Что же
ты сидишь, холодно, иди в избу». Матрона отвечает: «Мне дома сидеть нельзя,
огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевает: «Там нет никого». А
Матрона ей поясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»Однажды
Матрона говорит матери: «Мама, готовься, у меня скоро будет свадьба». Мать
рассказала священнику, тот пришел, причастил девочку (он всегда причащал ее на
дому по ее желанию). И вдруг через несколько дней едут и едут повозки к дому
Никоновых, идут люди со своими бедами и горестями, везут больных и почему-то
все спрашивают Матронушку. Она читала над ними молитвы и очень многих исцеляла.
Мать се спрашивает: «Матрюшенька, да что же это такое?» А она отвечает: «Я же
тебе говорила, что будет свадьба».Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата
блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас
уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался
пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую
сторону деревни, и дом матери остался цел.В отрочестве ей представилась
возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая
девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую
лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России.
До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном
Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта
попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во
всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой
столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие
догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и
русскому народу во времена гонений на Церковь.Прошло немного времени, и на
семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись
ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму
после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее
способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля
Божия».До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и
квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет. Она
никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест,
данный ей от Бога.Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как
«будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала,
как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее,
а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.
|